Как правильно выбрать рюкзак для путешествия?

Как правильно выбрать рюкзак для путешествия?

Частный сектор Катковой щелиС рюкзаком за плечами любое путешествие не в тягость. Наши советы как выбрать рюкзак для путешествия.

Больше интересных идей для отдыха 👇
Получить бесплатно в Telegram

Наиболее привычная тара для переноса всех необходимых вещей при пешем, велосипедном и водном туризме – это, конечно, рюкзак. Однако в их выборе есть свои особенности, которые мы постараемся раскрыть в этой статье.

Плюсы и минусы рюкзака

Плюсы

  • Единственная приемлемая «тара» для вещей во многих видах туризма.
  • Компактность и удобство хранения дома и в узких местах по сравнению с жёсткими чемоданами.
  • Стяжки на большинстве рюкзаков позволяют уменьшить объём, для того что бы он мог вписаться в стандарты клади (55 см. на 40 см. на 20 см.).
  • Наружные карманы и крепления позволяют переносить вещи не только внутри, но и снаружи.
  • Свободные руки.
  • Меньше привлекают мошенников (по сравнению чемоданами).
  • Экономят деньги на такси – легко и быстро можно отойти на 200-400 метров от вокзала и уехать значительно дешевле или вообще решить использовать общественный транспорт.

Минусы

  • Как правило, лишен колёс для возможности возить, а носить в загруженном состоянии удобно только на спине.
  • Если предварительно не прихватить лямки, они могут застрять при движении по багажной ленте.
  • Плохо подходят для людей с больным позвоночником или обильным потоотделением.
  • После долгого ношения порядок вещей внутри рюкзака превращается в хаос.
  • Как и чемоданы и сумки на молнии могут быть легко вскрыты ворами простой ручкой, в отличие от чемоданов на защелках.

Объём

В первую очередь стоит определиться с главной характеристикой любого рюкзака – его объёмом.  Он зависит от четырёх факторов: вид туризма (пеший, водный, велосипедный, горный, мототуризм или городской), возраст (на шести летнего ребёнка нужен миниатюрный рюкзак, а вот на тридцати летнего вполне подойдёт полноразмерный на 120 литров), пол (феминизм феминизмом, но при прочих равных в среднем женщины могут унести меньше, чем мужчины) и физическая подготовка (двадцатипятилетний парень легко может быть «рахитом», а пятнадцатилетняя девочка таскать шпалы).

Расписать все возможные вариации довольно затруднительно, поэтому ограничимся несколькими основными правилами.

Подростки от десяти до тринадцати лет не должны носить рюкзак больше пятидесяти литров, до семнадцати лет – не больше восьмидесяти литров. Здесь следует делать поправку на пол и физическое развитие.

Для городского туризма – в пределах города и окрестностей от отеля – вполне достаточно десяти-, двадцатилитрового рюкзачка с водой, картой местности, парой бутербродов и так далее. Для поездок на дачу, для «походов уикенда» достаточно сорока-шестидесяти пяти литрового. А вот для подготовленных и опытных вполне можно использовать и большие размеры вплоть до ста тридцати литровых и более. Для пешеходного туризма мужчинам стоит выбирать от восьмидесяти до ста тридцати литров, женщинам – от шестидесяти пяти до восьмидесяти. Рекомендации для женщин для горного туризма такие же, а вот для мужчин рамки сужаются к вилке от ста до ста десяти. В водном и лыжном туризме требования примерно одинаковые: женщины – от восьмидесяти до ста, мужчины от ста тридцати.

Конечно, у каждого есть свои привычки и требования, но следует помнить, что в слишком маленький рюкзак вы рискуете не положить жизненно важную мелочь (а в нашей огромной стране есть и в ближайшее время останутся большие пространства, где вам поможет только спутниковый телефон), а слишком большой всегда вызывает желание положить лишнего.

Возвращаясь к гендерному разделению – для походов женский рюкзак должен быть меньше, чтобы быть пропорциональным женским параметрам (росту и весу). Особые «женские» модели – продукт скорее маркетологов, чем инженеров, поэтому данный параметр должен быть в конце приоритетов.

Если вы собираетесь в серьёзное и продолжительное путешествие, то выбор объёма рюкзака становится одним факторов, который диктует всю стратегию, поэтому к нему не стоит подходить не обдумав.

Для велопоходов гендерное различие и различие по возрасту сглаживается, остаётся лишь физическая форма и сложность путешествия. Обычно делят на велопрогулки – городской рюкзак, начальные категории – тут достаточно семидесяти пяти литров, сложные походы – до ста литров, а всё что выше – более ста литров.

Материал

Тут всё опять же зависит от целей. Не стоит гнаться за ценой, а тем более за непромокаемостью, так как непромокаемый рюкзак – это не просыхающий рюкзак, для полноценной защиты от дождя лучше использовать чехол или накидку.

В основном применяются несколько материалов и их комбинации: это авизент, кордура, оксфорд и нейлон (полиэстер). Для городских рюкзаков, особенно малого размера, также применяют различный текстиль, кожу и кожезаментиль, так как там прочность и надёжность уступают требованиям стиля и дизайна. Они имеют хорошую воздухопроницаемость, но также легко пропускают воду и в целом не предназначены для долгой службы верой и правдой.

Основные материалы

Авизент

doppic2

Авизент (авиационный брезент) – из него шили классические советские туристические рюкзаки. По сути – толстый капрон, иногда с пропитками для придания большей водоустойчивости. Очень прочная ткань, доступная и дешёвая, отлично держится на морозе, но без пропитки пропускает воду, также легко крошится и быстро «ползёт» при наличии дыр (нужно оплавлять). Выглядит соответственно непрезентабельно. Отличить в магазине можно по более мягкой текстуре, заметна усадка шва. На просвет на яркую лампу видно плетение тонких нитей.

Кордура

283-750x0

Кордура – тоже пришла из армии, только американской. Разработана фирмой Dupont, поэтому наличие соответствующих сертификатов повысит качество и в пару раз повысит цену. По сути – толстый нейлон с особым покрытием нити, специальной пропиткой и покрытием полиуретаном. Внешний вид – слегка мохнатый, с ворсом, при этом покрытие служит очень долго и выглядит красиво и стильно. Сама ткань достаточно прочная (как и другие выпускается нескольких номиналов, в зависимости от прочности), не сыплется, не ползёт, почти не пропускает воду (с фирменной пропиткой). Однако раза в полтора тяжелее, чем авизент и теряет пластичность на морозе. Обычно похожа на дешёвый нейлон, отличается по водопроницаемости и явной структуре нитей даже сквозь покрытие.

Оксфорд

oksford-3

Оксфорд – младший брат кордуры. Отличается меньшей толщиной, а также тем, что он гладкий и блестящий. Также отличается меньшей ценой и сниженной прочностью. Обычно употребляется на маленькие рюкзаки и дополнительные карманы, перегородки и так далее. Легко отличается по малой толщине покрытия, мягкости, гладкости и блеску самой ткани.

Нейлон и полиэстер

vtr-3-2-_enl

Нейлон и полиэстер. Нейлоновая или полиэстеровая ткань с покрытием ПВХ. Отличается очень короткой нитью основы, что сказывается на прочности. Явно рыхлая основа режется швейной иголкой, рвётся по шву. По сути рюкзак из такой ткани – одноразовый. Водонепроницаемость, как правило, достигается не пропиткой, а покрытием ПВХ, которое обычно с изнанки, поэтому легко отличается от настоящей кордуры, так как основа всё же прекрасно намокает. Быстро дубеет даже при небольшом минусе и трескается при нагрузке. Главное достоинство – очень низкая цена.

Дно

Дно рюкзака, кроме некоторых городских, должно быть усилено. Лучше, если оно будет из толстой кордуры с покрытием ПВХ снаружи и изнутри, но на лёгких вариантах достаточно просто второго слоя ткани.

Мягкие вставки

Обычно это пенополиэтилен различной жесткости, но здесь нужно быть осторожным – ведь от этого зависит комфортность ношения.

Нитки, молнии, фурнитура

В идеале нужны лавсановые нитки или их аналоги, так как они не гниют, достаточно прочны, не плавятся при шитье (встречается на промышленных швейных машинах), не сильно стягивают швы. Литый (тракторные) и металлические молнии лучше использовать только на прямых участках, а на изогнутых подойдут рулонные. Не стоит большое внимание обращать на крепления для замочков – они остановят только неопытного вора.  С пряжками и прочей фурнитурой возникает дилемма – вороненая сталь ржавеет при повышенной влажности, а упругие элементы пластика быстро ломаются в мороз и на высокогорье, выбор зависит от направления и ухода. Также стоит заметить, что пластиковая фурнитура часто страдает при перевозке.

Жёсткость

По жёсткости различают станковые рюкзаки (с жёсткой рамой из металла или пластика, к которой приделаны крепления (подвеска), а на раму крепится мешок – как правило, это экспедиционные рюкзаки), мягкие рюкзаки (без жёстких и упругих элементов в спинке) и каркасные рюкзаки (мягкие рюкзак в спинку которого встроены жёсткие вертикальные и/или горизонтальные полосы из металла или пластика, а также упругая сетка в велорюкзаках).

Станковый

titan1001

Нужен только для серьёзных и длительных походов.

Мягкий

myagkiy-ryukzak

Дешёвый, легкий и компактный, но требует тщательной укладки.

Каркасный

karkasnyiy-ryukzak-2

Дороже, тяжелее (грамм на триста-четыреста), меньше объёмом, но проще в укладке, удобнее в носке (центр тяжести ближе к спине) и не деформируется.

Пояс

Имеется на большинстве рюкзаков, за исключением некоторых городских, однако там он и не нужен за малостью переносимого веса. Необходим для переноса на бёдра примерно половины веса рюкзака, что разгружает ключицы и позвоночник. Позволяет снизить точку крепления лямок до середины лопатки, что равномерно распределяет вес на задней поверхности плеч. Фиксирует груз на спине, он не сползает и не раскачивается. Позволяет создать удобный высокий и узкий рюкзак. Толщина и ширина пояса зависят от объёма. Желательно, чтобы были «крылья», которые  не сходились бы на десять – двадцать сантиметров, при этом пряжка должны быть на крыле – иначе будет вдавливать в тело.

Карманы и подвески

Ваш рюкзак – не жилетка Вассермана, не стоит перебарщивать. Для городского рюкзака их должно быть много – чтобы все мелочи были под рукой сразу, без долгих поисков, а вот при путешествиях в более диких местах они будут цепляться за элементы ландшафта. Навесные карманы – существенное увеличение объёма и такое же существенное ухудшение транспортабельности. Наружные подвески – вещь нужная, порой просто незаменимая, однако, стоит помнить, что предметы на внешней подвеске могут быть украдены в городе и повреждены на природе.

Грудная стяжка

Для фиксации на спине нужна для велосипедных, роллерских и тому подобных рюкзаках, на прочих является признаком плохой продуманности подвески и затрудняет дыхание.

Плавающая подвеска (американка)

Иногда пытаются создать универсальное решение для всех, которое подгоняется под людей разного роста. Существенные минусы – хуже фиксация на спине, дальше центр тяжести от позвоночника, нет хода лямок (по ширине).

Нижний/боковой вход в рюкзак

Иногда днище у рюкзаков делают на молнии, также это известно как «мышиная нора». Полезен для небольших рюкзаков, где обеспечивает быстрый доступ почти ко всему объёму, и противопоказан для больших вариантов, так как молния является слабым местом, а упаковать что-то снизу в плотно наполненный рюкзак почти невозможно.

Питьевая система

Необходима для пополнения запаса воды в организме прямо на ходу. Применяется как на сверхлёгких беговых рюкзаках, так и на больших моделях.

Система вентиляции

Почти на всех современных рюкзаках присутствует в виде сеточки на прилегающих к телу частях, что позволяет меньше потеть вашей спине и плечам.

Правила при выборе

  • Если неудобно на примерке, то в путешествии будет только хуже.
  • Настраивать и примерять лучше с заполненным объёмом и приличным грузом – чтобы понять, как он поведёт себя на спине
  • Регулировать «подвеску» необходимо начинать снизу.

Перечислять можно в принципе бесконечно, можно добраться до самых глубин походного рюкзака, но главный фактор, который должен присутствовать при выборе рюкзака для путешествия, – это его удобство и размеры.

Лайфхаки

Смотреть все

Вас заинтересует

Что нового?

Сервисы для туристов