Говоря о русской готике, стоит отметить, что правильнее называть этот стиль — неоготика, или псевдоготика. Ведь это современное заимствование и смесь с другими стилями: готика настоящая была характерна для европейского Средневековья.
Но как бы правильно не звучало название, перепутать это направление с другим сложно — своды, высокие узкие окна, величественные фасады, арки, строгость форм. Все это в российской архитектуре начало появляться в конце 18 века. Расцвет готики пришелся на время, когда в Петербурге работал Юрий Фельтен.
В этом городе сохранилось больше всего готической архитектуры до наших дней. Хотя шедевры этого стиля строились всюду и даже иногда в совсем неожиданных регионах: на Кавказе, Дальнем Востоке или в Сибири.
Московский Кремль
Да, это влияние сказалось и на самом главном здании страны. Речь идет о Никольской башне, выходящей на Красную площадь и построенной в 1491 году. А готический облик ей придали в начале 19 века — тогда башня была капитально перестроена. Появился верх-восьмерик с высокими узкими окнами, ажурными украшениями и шатром из белого камня.
Царицыно
Традиция на этот стиль прослеживается и при строительстве в Москве резиденции в Царицыно по приказу Екатерины II. Это стало наиболее выделяющимся памятником готической архитектуры не только в России, но даже в Европе. В Царицыно сочетается этот стиль с классицизмом, это заметно в нескольких зданиях — Большой дворец, “Хлебный дом”, “Оперный дом”.
Первое время над их возведением работал выдающийся архитектор Василий Баженов. Но его начальный проект императрице показался похожим на тюрьму и она наняла другого архитектора — Матвея Казакова. Переделки дворца длились несколько лет. На сегодня резиденция прошла масштабную реконструкцию. Около десяти лет назад руины превратили именно в то, что и задумывал Баженов. Комплекс напоминает московский Кремль — сочетанием белых украшений и красных стен.
Московский Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии
Он был выстроен в начале ХХ века, еще до революции, является действующим и сегодня. Решение о его строительстве приняли в конце 18 века, когда в Москве выросло число католиков, а средства на создание собора собирали жившие в ту пору в городе поляки. Это крупнейший в стране католический собор. Расположен в столице на Малой Грузинской улице. По некоторым свидетельствам принято считать, что прообразом фасада этого собора стал известный готический собор Вестминстерского аббатства, а купол напоминает купол Миланского собора.
Интересна архитектура собора. Слева на фасадной части, за рядом стрельчатых арок, находятся пять колоколов, которые были отлиты на известной польской фабрике Фельчинских в Перемышле. Вес самого большого инструмента — почти тонна, его звон раздается дважды в сутки — в полночь и в полдень. Интересно, что в соборе находится «живой» орган Kuhn, подаренный швейцарцами. Это один из самых больших органов в нашей стране.
Чесменская церковь
Чесменская церковь — действующий православный храм в Санкт-Петербурге. Построена в конце 18 века, по проекту Фельтена. Интересна история создания — по легенде, именно на этом месте императрица Екатерина II узнала новость о победе над флотом Турции в Чесменской бухте. Здесь и решено было возвести храм, строительство которого продлилось десять лет.
В основе пространства внутри — квадрат, который перекрыт куполом. К нему с каждой стороны прислонены помещения в виде полукругов, которые соединены с центральным четырьмя стрельчатыми арками. Само здание снаружи — словно воздушное или даже кружевное, стены оранжевые, украшены ажурным белым орнаментом, окна высокие и узкие. На фасаде — стрельчатые арки, башни с острыми шпилями, на каждой из которых яблоко с изящно выполненным крестом, зубчатый парапет. Необычен силуэт церкви — в форме четырехлистника.
Троицкий храм (Гусь-Железный, Рязанская область)
Переместимся из столиц в регионы, например, замечательным примером русской готики является Троицкий храм в Рязанской области. Увидеть это чудо своими глазами ежегодно сюда приезжают тысячи человек. Храм просто поражает огромными размерами и необычностью. Он построен в стиле псевдоготики с использованием элементов романтизма, барокко, классицизма. Возводить храм начали в 1802 году, а на его строительство ушло 66 лет.
А то, как зовут архитектора — до сих пор загадка для всех. Правда, есть варианты, что этот храм связан с именем Василия Баженова, а возможно, его возводил ученик Матвея Казакова — Иван Таманский. Есть и версия экзотическая — некоторые исследователи предполагают, что план церкви придумал сам ее заказчик — это помещик Андрей Баташев по прозвищу Железный король, владевший несметными богатствами.
Очевидно лишь то, что автор явно был вдохновлен образами соборов Англии. Этот шедевр очень сильно напоминает Фонтхиллское аббатство в графстве Уилтшир, к сожалению, да сегодняшнего дня не дожившее.
Знаменская церковь (Вешаловка, Липецкая область)
Немного из истории этого памятника. Заложили первый камень в строительство в 1768 году — на средства владельца этих земель Якова Татищева. Считается, что автором проекта был известный в те годы зодчий Василий Баженов, но, опять же, это лишь предположения, прямых доказательств не найти. Строительство шло долго — более двадцати лет. Посмотрев на это чудо увидим здесь уже узнаваемые детали: фасады из красного кирпича, белые ажурные украшения, стройные шпили пронизывают небо над храмом, узкие высокие оконца.
Этот стиль, как мы видим, наиболее заметно проявился при строительстве религиозных сооружений. И кстати, в большинстве российских городов есть псевдоготические католические костелы. Вы их сразу узнаете — своими башенками, стрельчатыми узкими окнами они придают городу незабываемый и удивительный облик, превращая его словно в маленькую частичку Европы.