Храм Смоленской Иконы Божьей Матери в Камызяке

Больше интересных идей для отдыха 👇
Получить бесплатно в Telegram

В XVII веке на Волжских просторах протоках и рукавах, — неподалеку от Астрахани, — возникло более 10 учугов.

Рядом с учугами обычно вырастал стан, на котором размещались хозяйственно — бытовые постройки.

Храм Смоленской Иконы Божьей Матери в г. Камызяк

Впоследствии на месте этих станов возникли села рыбаков, существующие и поныне.

Камызяк — один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым (Алексеем Тишайшим) князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными.

В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, — расстоянием от Астрахани 30 верст. Находится он на реке Камызяк, «которая пала из реки в море особою горловиной. На оной реке построен городок, в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».

Образование учуга Камызяк относится ко времени правления Алексея Михайловича (1645 — 1676 г.г.), но упоминается и другая дата — 1560 г, времена правления Ивана Грозного.

В церковной летописи записано «Камызяк происходит от татарского слова «КАМИСЯ» — «камыш, обильно росший вокруг стана».

В 1722 г. в Астраханском крае побывал Петр I (который бывал здесь неоднократно и ранее). Он посетил Камызякский и Чаганский учуги, и «оные учуги отошли в казну государству и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам».

В 1872 г. при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага была перенесена на 20 верст ниже ближе к морю, а население так и осталось жить на месте стана.

О доходах, богатстве учуга и стана можно было судить не только по росту населения, но и по пожертвованиям, которые делались Богу и церкви.

С начала существования села, храмов в нем было три.

Первый, — во имя Смоленской иконы Божьей Матери, второй — в память Апостола Силы и Силданьи, третий — во имя Николая Чудотворца.

Строились они на средства пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения села.

Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет краткий очерк этого поселения: «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок».

Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена первая церковь в XV1 веке, вторая — в 1760 г. — каменная, она просуществовала до 1804 г. В этом же году была построена новая церковь, в центре села Камызяк, кладбище с захоронением священнослужителей, и церковь из белого кирпича — имени Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.

В указе консистории № 348 от 1770 г. указано «попу Дорофею Фамену Камызякского учуга Смоленской церкви на то, чтобы разобрать ветхую Никольскую церковь, из этого же материала простроить дом для духовенства».
В 1839 году была построена новая церковь, в 1868 году храм был расширен, к нему приделали пристрой во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

Село не имело волости, являлось самоуправляемым, народ в нем был своевольный, — как Вы помните — из ссыльных.

В Камызяке в 1875 г. существовала церковноприходская школа, где обучалось 15 мальчиков и 2 девочки. Со слов старожилов села Камызяк, в 1975 г. было записано: «В Камызяке — 3 церкви, одна белокаменная на бывшем сельском кладбище, Николая Чудотворца, небольшая, рядом с ней находились захоронения священнослужителей, о чем свидетельствуют факты.

При строительстве пожарной охраны (пожарной вышки) были обнаружены останки скелетов с церковной утварью.

Деревянная церковь для бедных находилась в том месте, где сейчас располагается настоящее кладбище, и там же жили священнослужители. Имелся сад, в народе его называли — «поповский».

В центре села, где сейчас стоит обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны, был огромный парк, в центре его была построена и открыта в начале 1917 года церковь, — Иконы Неопалимая Купина или Смоленской Иконы Божьей Матери. Она была построена на пожертвования купцов, меценатов, зажиточных и простых людей села.

Она была построена из красного привозного кирпича и была необыкновенно красива, с золочеными куполами, — высотой 75 метров. Церковь была ограждена небольшой кованной оградой. Вокруг неё росли деревья, цветы.

Эту церковь сломали — по некоторым данным, — в период 1924-1930 годов. Со слов старожилов — супругов Поляковых, ее ломали 4 года, причем, руководил всем этим сын церковнослужителя (вероятно, — из обновленцев, примкнувших вопреки призывам патриарха Тихона — к Советской власти). Колокола были отправлены на переплавку, а кирпич, оставшийся от церкви и не нужный более (часть его использовали для постройки школы) — продан в Калмыкию.

Фундамент разрушенного храма остался в земле, т.к. полностью уничтожить его оказалось явно не в человеческих силах и Силы Небесные хранили его для будущего России.

Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, пластинное — на первом этаже была церковноприходская школа, а на втором — жило духовенство.

Сохранился с того времени этот дом и название — «Церковный переулок». Он находиться рядом с парком, где в настоящее время ведется строительство новой церкви — Иконы Смоленской Божьей Матери, Одигитрии, Путеводительницы.

Места

Смотреть все

Вас заинтересует

Что нового?

Сервисы для туристов